г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 58

Экодистанционное образование Хабаровского края: вебинары, дебаты, конференции

 

В этом разделе размещается информация по проведению экологических дистанционных интернет-семинаров, викторин, дебатов, конференций.

 

В ноябре 2016 года будет проведен дистанционный семинар (вебинар) по теме "Современные технологии экологического образования в среднем профессиональном образовании". Для участия в вебинаре необходимо отправить заявку на адрес электронной почты: peterline.ilyin@yandex.ru (с указанием Ф.И.О. участника, его должности, места работы и контактных сведений (тел., адрес электронной почты). Автор и ведущий вебинара - методист, преподаватель КГБ ПОУ 7 Ильин Пётр Викторович.


 

Система дополнительного экологического образования

в системе среднего профессионального образования

 

 

Экспериментальная программа кружка «Основы здорового образа жизни молодежи (с элементами экологии)»

 

Возраст обучающихся: 15-19 лет

Срок реализации программы: сентябрь 2014 г. – июнь 2017 г.

 

Автор программы: Ильин Пётр Викторович, методист, председатель МО, преподаватель.

 

 

Пояснительная записка

Основная идея программы: социальное благополучие и успешность человека невозможно без сохранения физического, социального и психического здоровья.

Цель программы: формирование представления обучающихся понимания значимости здоровья как основы благополучия человека.

Задачи программы:

- создать условия для формирования культуры обучающихся в сохранении

собственного здоровья;

- создать возможность обучающимся демонстрировать свои достижения и

умения по сохранению здоровья;

- способствовать профилактике негативных проявлений в поведении обучающихся, связанных с вредными привычками, употреблением психических активных веществ;

- разработать индивидуальные и групповые проекты в сфере здорового образа жизни по различным направлениям.

Принципы построения программы:

- гуманизация - построение образовательного процесса на основе потребностей обучающихся;

- преемственность – образовательной деятельности и дополнительного образования;

- непрерывность - формирование навыков здорового образа жизни на протяжении всех лет обучения в образовательном учреждении;

- систематическое повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек, полового воспитания, безопасного поведения;

- конкретность, объективность и доступность предполагает, что информация должна быть понятной, достоверной и доступной;

- оптимизация означает, что обучение здоровому образу жизни должно соотноситься с целями и задачами воспитания обучающихся;

- системность включает разработку программ на основе системного анализа

актуальной социальной ситуации в Российской Федерации и состояния здоровья обучающихся, молодежи;

- многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности,

целенаправленное формирование навыков проектной деятельности, развития критического мышления, дивергентного мышления, аналитических умений, умений саморазвития.

 

Учебно-тематический план

 

 

№№

 

Раздел, тема

Количество часов

 

Всего

в том числе

теоретические занятия

практические занятия

1.

Введение

 

2

2

-

2.

Структура и содержание здоровья человека

6

4

2

3.

Структура здорового образа жизни человека

6

4

2

4.

Методы исследования здорового образа жизни

10

4

6

5.

Организация и проведение социологического опроса молодежи по изучению ценностных ориентиров в области здоровья и здорового образа жизни

10

2

8

6.

Основные показатели здоровья и здорового образа жизни: антропометрические показатели, физиологические показатели, мотивационно-когнитивные показатели, психологические показатели, социальные показатели

6

2

4

7.

Проектная и исследовательская деятельность в области здорового образа жизни и сохранения здоровья, экологии

20

4

16

8.

Основы экологии здорового питания

 

16

8

8

9.

Основы экологии психического здоровья

 

25

10

15

10.

Основы экологии физического здоровья

 

12

4

8

11.

Разработка и защита экологических проектов обучающихся для участия в конкурсах

32

-

32

12.

Основы экологии человека

 

20

10

10

                                                                     Итого:

 

165

 

54

 

111

 

 

 

Содержание программы:

Введение. Структура и содержание программы кружка «Основы здорового образа жизни (с элементами экологии)». Цели и задачи кружка. Результаты деятельности кружка.

1.     Структура и содержание здоровья человека

Понятие здоровья человека. Факторы, влияющие на здоровье. Здоровье и его составляющие. Факторы сохранения и укрепления здоровья. Психическое здоровье, условия сохранения психического здоровья.  Физическое здоровье. Социальное здоровье и его составляющие. Нравственное здоровье человека.

2. Структура здорового образа жизни человека

Понятие здорового образа жизни. Ценностные социокультурные представления о феномене «здоровье» с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.

Понятие образа жизни как социальной и психологической категории. Влияние на  образ жизни уровня производства, благосостояния (доход на душу населения, жилье, личный автотранспорт), культуры, образования, медицинской активности и др. Влияние образа жизни на здоровье человека как предмет исследования валеологии. Здоровье как структурная и содержательная характеристика образа жизни человека.

Структура здорового образа жизни (по Вишневскому Ю.Р.): 1) система видов жизнедеятельности, их субординация; 2) степень социальной активности человека в рамках конкретной жизнедеятельности; 3) предпочтение к тому или иному виду деятельности, в условиях возможного выбора; 4) бюджет времени, которое затрачивается на тот или иной вид жизнедеятельности. Параметры здорового образа жизни: 1) уровень жизни как экономическая составляющая; 2) качество жизни как социологическая составляющая; 3) стиль жизни как социально-психологическая составляющая, отражающая специфику жизнедеятельности конкретной личности.

 

3.     Методы исследования здорового образа жизни

Классификация методов исследования здорового образа жизни. Наблюдение, виды наблюдения, план наблюдения и обработка его результатов.  Социологическая группа методов: анкетирование, опрос, интервью. Тестирование, виды тестов, обработка и интерпретация тестов. Эксперимент, виды экспериментов, цели, задачи и планирование эксперимента, проблема и гипотеза как часть эксперимента, обработка результатов (данных) эксперимента. Проектные и исследовательские методы исследования. Виды проектов, проблема, гипотеза, цель и задачи проекта, план проектной работы. Формы и способы представления результатов проектной деятельности.

 

4.    Организация и проведение социологического опроса молодежи по изучению ценностных ориентиров в области здоровья и здорового образа жизни

Ценностные ориентации молодежи в области здоровья и здорового образа жизни как составляющая общечеловеческих ценностей. Методика составления социологического опроса и его проведение. Обработка результатов социологического опроса, интерпретация его результатов. Формы представления результатов социологического опроса. Социологический опрос как часть проектной деятельности в сфере здоровья и здорового образа жизни молодежи.

 

5.    Основные показатели здоровья и здорового образа жизни: антропометрические показатели, физиологические показатели, мотивационно-когнитивные показатели, психологические показатели, социальные показатели, профессиональные показатели

Показатели здоровья как основные критерии оценки развития и жизнедеятельности человека. Антропометрические показатели (рост, вес, жизненный объем легких). Физиологические показатели (показатели крови, мочи, выдыхаемого воздуха, эндокринные показатели). Мотивационно-когнитивные показатели (мотивация, ценности, интересы, познавательная сфера). Психологические показатели (стрессоустойчивость, конфликтность, общение, самооценка, коммуникационные показатели). Социальные показатели (качество жизни и обучения, возможности реализации и самореализации). Профессиональные показатели (правильный выбор профессии, личный профессиональный план, планирование карьеры, профессиональное самоопределение, профессиональная реализация).

 

6.    Проектная и исследовательская деятельность в области здорового образа жизни и сохранения здоровья, экологии

Понятие проекта. Виды проектов. Структура и содержание проекта. Проект как решение проблемы, доказательство гипотезы. Методика выполнения проектов в области здорового образа жизни. Разработка проектов.

 

7.     Основы экологии здорового питания

Понятие здорового питания. Структура и содержание здорового питания. Белки, жиры, углеводы как элементарные составляющие здорового питания. Понятия рационального питания и режима питания. Продукты здорового образа жизни. Витамины как биологические катализаторы физиологических и биохимических процессов в организме человека. Профилактика заболеваний человека через здоровое питание.

 

8.     Основы экологии психического здоровья

Понятие психического здоровья. Структура и содержание психического здоровья. Психотерапевтическая диаграмма здоровья (деятельность – общение – цели, мечты – здоровье). Эффективное общение и взаимодействие с людьми как основа психического здоровья. Конфликтология. Психология стресса. Профилактика внешних и внутренних конфликтов как ведущий фактор психического здоровья.

 

9.     Основы экологии физического здоровья

Понятие физического здоровья. Структура и содержание физического здоровья. Показатели физического здоровья. Факторы физического здоровья. Оценка и самооценка показателей физического здоровья.

 

10.                       Разработка и защита экологических проектов обучающихся для участия в конкурсах

Выбор темы проекта. Формулирование проблемы как противоречия, определение вариантов решения проблемы. Гипотеза как оптимальный вариант решения проблемы проекта, который необходимо исследовать и доказать. Цель и задачи проекта. Цель как понятный, открытый и объективный результат проекта. Задачи как этапы развертывания цели. Структура проекта. Факторы разработки проекта. «Подводные камни» проектной деятельности. Формы представления результатов проектной деятельности обучающихся. Методика защиты проектов.

 

11.                       Основы экологии человека

Понятия экологии и экологии человека. Экология человека как междисциплинарная научная отрасль. Факторы окружающей среды, факторы человеческих взаимоотношений. Комплексная модель человека, национальные и экологические традиции. Качество окружающей среды и здоровье человека. Медико-экологические факторы жизнедеятельности человека, проблемы медицинской экологии Хабаровского края. Социальные, психологические и экологические принципы здорового образа жизни человека как основа общественного развития и деятельности образовательного учреждения.

 

Методические основы реализации программы:

 

Основными формами реализации программы являются:

1)    теоретические и практические занятия;

2)    проектная исследовательская деятельность обучающихся;

3)    образовательные и просветительские мероприятия для обучающихся образовательного учреждения;

4)    участие в краевых, всероссийских конкурсах творческих работ, проектов обучающихся среднего профессионального образования, краевом конкурсе «Студенческая весна» и др.;

5)    проведение групповых тренингов по авторским программам.

 

Программа кружка «Основы здорового образа жизни молодежи (с элементами экологии)» является экспериментальной. В дальнейшем после подведения итогов ее реализации и рефлексии, программа будет дополнена и изменена для дальнейшей ее реализации в качестве авторской программы. Исследования в процессе реализации программы, результаты проекты могут публиковаться в средствах массовой информации для более широкого охвата молодежи и привлечения внимания к проблемам здорового образа жизни молодежи.

 

Список литературы для преподавателей, педагогов дополнительного

образования:

     1.            Бусловская Л.К. Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2011.

     2.            Величковский, Б.Т. Здоровье и окружающая среда. - М: Экология и образование, 1993. – 156 с.

     3.            Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. - М: Феникс, 2011. – 178 с.

     4.            Гончарук С.В.: Активный образ жизни и здоровье студента. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011.

     5.            Данакин Н.С.: Совершенствование управления формированием здорового образа жизни учащейся молодежи. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011.

     6.            БелГУ ; отв. ред. Е.Е. Тонков ; Рец.: К.Н. Лобанов, М.В. Мархгейм ; Н.В. Витрук и др.: Правовое регулирование и профилактика злоупотребления психоактивными веществами и пропаганда здорового образа жизни в образовательных учреждениях. - Белгород: БелГУ, 2010.

     7.            Дик, Н.Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

     8.            Ирхин В.Н.: Школы здоровья Белгородчины. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010.

     9.            Истомина, А. В. «Модерация здоровья», как форма обобщения и совершенствования здоровьесберегающего образования // Воспитание школьников. – 2011. - № 4. – С. 8-12.

10.            Коробкина З.В.: Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. - М.: Академия, 2010.

11.            Косолапова, Н.В.: Безопасность жизнедеятельности. - М.: КНОРУС, 2010.

12.            Лузик, Т. П. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие // Классный руководитель. – 2011. - № 6. – С. 122-127.

13.             Назарова Е.Н.: Основы социальной медицины. - М.: Академия, 2010.

14.             Назарова Е.Н.: Основы социальной медицины. - М.: Академия, 2010.

15.             Пахомова Л.Э.: Физическая культура и здоровье студентов. - Белгород: БелГУ, 2010.

16.            Ставцева В.В.: Основы медицинских знаний. - Белгород: БелГУ, 2010.

17.            Шмелёва С.В.: Содержание и методика социально-медицинской работы. - М.: Академия, 2010.

18.            Безопасность жизнедеятельности. - М.: Академия, 2009.

19.            Горелов А.А. Теоретические основы физической культуры. - Белгород: ЛитКараВан, 2009.

20.            Ирхин В.Н. Педагогическая система сохранения здоровья студентов вуза. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2009.

21.             Крымская, И.Г. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

22.             Усова Е.В. Менеджмент здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве вуза. - М.: Современная гуманитарная академия, 2009.

23.            Ставцева В.В. Гигиенические аспекты здоровьесберегающего образовательного процесса в школе. - Белгород: БелГУ, 2009.

24.            Черноярова, О. Д. Здоровый образ жизни – экология души // Классный руководитель. – 2011. - № 5. – С. 34-40.

 

Список литературы для обучающихся:

1.Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания – М.: Изд-во РУДН, 1998.

2. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости – М.: АСТ, 2003.

3. Вайнер Э.Н. Учиться без ущерба для здоровья: Учебное пособие для обучающихся в 5-8 классах общеобразовательной школы. - Липецк: ЛИРО, 2007. - 104 с.

4. Гайсумов А.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 416 с. - (Среднее профессиональное образование).

5. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию Образование. - 2002

6. Соловьев С.С. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 192 с.

7. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд. стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 256 с. - (Среднее профессиональное образование).

8. Чумаков Б.Н. 10 заповедей сохранения жизни. - М.: Пед. общество России, 2005. - 64 с.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»