г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 58

Экологическая безопасность Хабаровского края

 

 

Стратегия экологической безопасности Хабаровского края

 

     Стратегия экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой систему мер, направленных на создание экологически безопасной среды обитания населения края, сохранение и восстановление природных комплексов и объектов на территории края.

      Стратегия является основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации краевых целевых программ социально-экономического развития, экологических программ и планов действий, практической деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории края, в том числе оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды и оздоровления населения, учебных и научных учреждений, а также общественных организаций и средств массовой информации.

 

       Основными направлениями экономического регулирования качества окружающей среды на период до 2020 года являются:
разработка, принятие и реализация краевой целевой программы, предусматривающей комплекс мер по охране окружающей среды в Хабаровском крае, в том числе по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет, охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, развитию краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды, на 2013-2017 годы;
работа с федеральными органами государственной власти, направленная на совершенствование законодательства по вопросам создания региональных экологических фондов, аккумуляции в них средств от экологических платежей, штрафов и ущербов за нарушение природоохранного законодательства, компенсаций вреда окружающей среде, включения экологических параметров и требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
внедрение мер экономического стимулирования для хозяйствующих субъектов, перешедших на современные технологии, реализующих программы модернизации производств, внедряющих современные очистные системы;
учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов, энергии, объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов при планировании экономической деятельности, оценке эффективности экономики в целом и по отраслям, деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления;
усиление контроля за целевым использованием средств, повышение доли средств краевого и местных бюджетов, выделяемых для инвестирования в природоохранные проекты.

 

       Основными направлениями деятельности по сохранению биологического разнообразия на период до 2020 года являются:
доведение доли природных территорий края, имеющих особый охранный статус, до 10 процентов, что соответствует общероссийским и международным показателям;
приведение нормативных правовых актов Хабаровского края по особо охраняемым природным территориям в соответствие с действующим законодательством;
запрет (ограничение) рубок лесных насаждений на территории особо охраняемых природных территорий;
сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений путем включения в красные книги различного ранга, сохранение мест обитания этих видов;
расширение использования природных комплексов и объектов в целях организации оздоровления и отдыха населения путем создания инфраструктуры и обеспечения административной поддержки развития особо охраняемых природных территорий, которые могут функционировать в качестве курортных зон, зон отдыха, мест занятия спортом и туризмом при условии ненанесения вреда окружающей среде;
сохранение и восстановление биологического разнообразия растительного и животного мира за счет реализации научно-обоснованных мер по их рациональному использованию и защите, включая меры по борьбе с браконьерством и незаконным промыслом;
комплексное использование и глубокая переработка невозобновляемых ресурсов, воспроизводство и обеспечение устойчивого развития природного потенциала;
укрепление материально-технической базы краевого государственного учреждения "Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края", обновление устаревшего технического парка и приобретение новой высокопроходимой техники (вездеходы, аэролодки и др.), оптимизация количества инспекторов в связи с увеличением площади краевых особо охраняемых природных территорий;
охрана и восстановление лесных ресурсов за счет более полного использования расчетных лесосек, повышения комплексности использования лесных ресурсов, увеличения объемов глубокой переработки древесины на основе передовых технологий;
принятие мер по борьбе с лесными пожарами;
разработка нормативной правовой базы, регламентирующей воспроизводство лесов на территории края;
развитие лесного семеноводства в крае;
расширение тепличного хозяйства по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой;
внедрение плантационного выращивания быстрорастущей древесины на пустующих лесных землях.

 

      Основными направлениями деятельности в области обращения с отходами до 2020 года являются:
ликвидация накопленного экологического ущерба на территории края с полной реабилитацией и возвращением в хозяйственное использование земель, на которых находятся объекты накопленного экологического ущерба;
обеспечение условий для обезвреживания всех образуемых в крае отходов I - III классов опасности, строительство и ввод в эксплуатацию специализированных заводов и установок, полигона для захоронения токсичных отходов;
полное извлечение и возвращение во вторичное использование утилизируемых фракций твердых бытовых отходов, в том числе расширение сети пунктов сбора вторичного сырья, увеличение ассортимента выпускаемой с использованием вторичных ресурсов продукции;
строительство специальных сооружений (полигонов твердых бытовых отходов), предназначенных для изоляции и обезвреживания отходов, гарантирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность населения;
создание системы мер экономического стимулирования переработки и обезвреживания отходов, в том числе установление дифференцированного размера платы за землю для предприятий, осуществляющих переработку и обезвреживание отходов, государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности в области переработки и обезвреживания отходов;
формирование культуры малоотходного потребления и ответственного отношения к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами у граждан.

 

      Для улучшения качества водных объектов в крае основными направлениями деятельности на период до 2020 года являются:
снижение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты путем внедрения водосберегающих технологий, строительства новых, реконструкции и модернизации действующих очистных сооружений водоотведения на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства;
расширение использования замкнутых (водооборотных) схем водоснабжения на промышленных предприятиях;
уменьшение антропогенного загрязнения водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
обустройство водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
внедрение современного оборудования, технологий и систем водоочистки, реконструкции и замены водопроводных сетей централизованного водоснабжения;
обеспечение экономии и сокращение потребления питьевой воды для хозяйственных нужд;
обеспечение устойчивого питьевого водоснабжения за счет расширения использования подземных вод;
строительство, капитальный ремонт гидротехнических сооружений для предотвращения негативного воздействия вод на земли и населенные пункты края;
установление экологически ориентированных нормативов качества и индикаторов состояния водных объектов;
сокращение числа случаев заболеваний населения, обусловленных факторами загрязнения среды обитания.

 

      Основные направления охраны атмосферного воздуха до 2020 года:
снижение объема валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства на основе внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий и использования высокоэффективных систем пылегазоочистки;
использование экологичных видов топлива (природного газа) на объектах коммунальной энергетики и перевод на централизованное электро-, газоснабжение населенных пунктов края;
сокращение выбросов от автомобильного транспорта, включая меры по повышению качества моторного топлива, переводу автомобильного парка на сжатый природный газ, использованию биотоплива и других более экологичных видов топлива, применению нейтрализаторов отработавших газов;
оптимизация транспортного движения в населенных пунктах, вывод транзитного и грузового автомобильного транспорта из жилых микрорайонов, установка вдоль дорог защитных щитов и устройство зеленых полос;
увеличение количества зеленых насаждений в крупных городах края;
прекращение практики уплотнения городской застройки, озеленение территорий городов края;
расширение охвата населенных пунктов края сетью стационарных постов наблюдения, позволяющих осуществлять количественный анализ загрязнения атмосферного воздуха в автоматическом режиме;
расширение перечня анализируемых веществ;
расширение перечня лабораторий, аккредитованных на контроль качества атмосферного воздуха населенных пунктов, рабочей зоны и промышленных выбросов;
усиление контроля за использованием газоочистного оборудования.

     Несмотря на проводимую в крае работу в области экологического образования и просвещения населения, значительное количество проблем требует решения.
В сознании большей части населения края до сих пор преобладает потребительское отношение к природе и ее ресурсам, нежелание активно содействовать ее сохранению и восстановлению. Свыше 80 процентов лесных пожаров происходят по вине человека. Не сформировано культурное обращение с отходами производства и потребления.
Недостаточным является охват детей и молодежи различными направлениями экологического обучения и воспитания, практическим участием в природоохранных мероприятиях.
Имеются трудности в финансовом, кадровом, учебно-методическом и материально-техническом обеспечении эколого-образовательного процесса.

Основные направления деятельности в области экологического образования и просвещения до 2020 года:
усиление взаимодействия федеральных, краевых и муниципальных органов в области экологического образования и просвещения;
распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в средствах массовой информации на краевом и муниципальном уровне;
проведение комплекса информационно-просветительских и пропагандистских мероприятий, направленных на повышение гражданской активности населения края, привлечение внимания населения к экологическим проблемам края;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды в учебные планы образовательных программ;
увеличение количества школьных лесничеств и материально-техническое обеспечение их деятельности, проведение слетов и конкурсов школьных лесничеств и юных друзей природы;
вовлечение жителей края в реализацию практических природоохранных мероприятий;
развитие системы подготовки в области экологии руководителей и специалистов различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб;
издание печатной продукции экологической направленности для учащихся образовательных учреждений, взрослого населения;
поддержка деятельности детских и молодежных организаций, осуществляющих практические и просветительские экологические мероприятия;
возрождение учебных баз в общеобразовательных школах (теплицы, "живые уголки").

      Источник информации: распоряжение правительства Хабаровского края № 758-рп от 11 декабря 2010 г. (с изменениями от 20 августа 2015 г.)


 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»